МУЖСКИЕ РУБАХИ КОНЦА XVI- НАЧАЛА XVII В.
ИЗ ПОГРЕБЕНИЙ ЦАРЯ ФЕДОРА ИВАНОВИЧА,
ЦАРЕВИЧА: ИВАНА ИВАНОВИЧА
И КНЯЗЯ М. В. СКОПИНА-ШУЙСКОГО
В АРХАНГЕЛЬСКОМ СОБОРЕ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
*
Т. Н. Котлякова


В 1963 г. в целях археологического и антропологического изучения останков царя Ивана IV, царя Федора Ивановича, царевича Ивана Ивановича и князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского было произведено под руководством М. М. Герасимова вскрытие их гробниц в Архангельском соборе Московского Кремля (Векслер и др., 1973).
Извлеченные из погребений фрагменты одежды царя Федора Ивановича, царевича Ивана Ивановича и князя Скопина-Шуйского были реконструированы реставраторами Государственных музеев Московского Кремля Т. Н. Котляковой, М. Г. Баклановой и Н. Ф. Соцковой. Выяснилось, что все погребальные одежды относятся к известным по археологическим материалам и этнографии разновидностям русской рубахи с ее характерным покроем и декором.
Ткань рубах из погребений в Архангельском соборе полностью разрушена. Фрагментарно сохранилось лишь нагрудное, наплечное и на-подольное шитье тесьмой, закрепленное на полосах подкладкой красной тафты. Уцелели также ластовицы, подпушка рукавов и подола из той же красной тафты. Сохранились тесьма и ленточки, которыми были окаймлены швы рубах, ластовицы, края рукавов и подол, что и дало возможность восстановить полностью покрой и орнаментацию рубах.
Туникообразные рубахи «строились» в древности из цельного полотна с полным использованием ткани, при котором ни один кусок не пропадал. Древний покрой отличался необычайной простотой. Главную часть рубахи составлял стан из сложенного пополам по утку цельного полотнища без швов на плечах. На месте сгиба делался вырез ворота. К рукаву был пришит клин, расширявший его в области плеча, к запястью рукав суживался. Ширины полотна, как правило, не хватало для полного объема рубахи, поэтому к основному полотнищу были пришиты с боков еще прямые куски в половину цельного полотна, согнутого вдоль. Под рукавами были вшиты ромбические ластовицы. К изнанке рубахи, на грудь и спину был для большей прочности подшит кусок полотна, имеющий треугольную форму — так называемая подоплека. Вставленные' спереди н сзади четыре клина несколько расширяли рубахи книзу.
Длина рубах: Федора Ивановича — 130 см, (рис. 95. а, б), Ивана Ивановича — 131 см и М. В. Скопина-Шуйского — 119.5 см; рубахи, следовательно, были ниже колен.
На рубахах Федора Ивановича н Скопина-Шуйского швы были сделаны следующим образом: детали рубахи накладывались подогнутыми краями один на другой и сшивались. Эти швы, в виде двух полос строчки красным шелком по белому фону, помимо конструктивного назначения, служили также украшением. Вплотную к швам пришивалась декоративная червчато-золотая тесьма, сплетенная из 10 нитей,— четыре червчатых и шесть золотых, с чередованием 2 : 2 (рис. 95, 9G). На третьей рубахе, Ивана Ивановича, для украшения швов использовалась ленточка из кромки красной шелковой тафты. Обрезанный край кромки прикрывался подвернутым краем ткани рубахи и прошивался также строчкой в два ряда красным шелком.
Украшения у всех трех рубах — нагрудные (передцы), наплечные (вошвы) и наподольные (наподольники) — однотипны, но отличаются в деталях.
Рис. 96. Рубаха Федора Ивановича Вышивка ворота На рубахе Федора Ивановича все они украшены нашивками тесьмы. Ряды тесьмы по обеим сторонам разрезов на груди, на плечах и на подоле прикреплены горизонтально, с расстоянием в один миллиметр. Эти нашивки служат как бы условной застежкой: при внимательном рассмотрении видно, что тесьма, шириной в четыре миллиметра, сшита из сложенного пополам отрезка сутажа. Перегибы обращены к разрезу рубахи. С одной стороны разреза перегибы образуют петельки, а с другой на сгибе тесьмы завязан узелок, который служит пуговкой. С внешней стороны концы сутажа загнуты внутрь и аккуратно зашиты. Ряды перегибов по наружному краю и петельки с пуговками внутри вдоль разреза образуют изящный рельефный контур (рис. 96).
На передце из шестидесяти восьми узелков-пуговок застегнуто снизу только тринадцать. На вошвах и наподольнике застегнуты все пуговки. Шелковая подкладка под вошвами и наподольником на рубахе Федора Ивановича не разрезана, хотя расположение тесьмы предполагает разрез. Рубаха Ивана Ивановича украшена так же, но разница в том, что на неё нашита не тесьма, а имитация ее, из узкой полоски червчатой тафты, прошитой таким образом, что образуются две рельефные складочки с желобком посередине, как у сутажной тесьмы. Получилась как бы «шитая тесьма». Рубаха Ивана Ивановича вообще скромнее, на ней нет золота и червчатая отделка выполнена из неблестящего шелка (рис. 97). Декоративное убранство рубахи знаменитого полководца Михаила Васильевича Скопина-Шуйского превосходит царские. Она украшена по тому же принципу горизонтальными полосами тесьмы, но сплетенной из одних золотных нитей и положенной поверх золотной же вышивки по красному фону. Вышивка представляет собой узор «побежок» с мотивами древа жизни, выполненный пряденой золотной нитью — разновидностью тамбура (русское название «в петлю») с зацеплением нитью не одной, а двух предыдущих петель. Полосы тесьмы сгруппированы по три. Так же как на двух других рубахах, они образуют миниатюрные петельки и пуговки. На передце из тридцати девяти пуговок-узелков застегнуто девять нижних. На вошвах и наподольннке застегнуты все пуговки, но в отличие от рубах Федора Ивановича и Ивана Ивановича подкладная тафта здесь разрезана, и этот разрез очень заметен. Рубаха Скопина-Шуйского отличается еще и тем, что горловина у нее украшена узорным шитьем (рис. 98).
У ворота на всех трех рубахах одинаково пришиты завязки-шнурки.
Разрезы .декоративных нашивок и края всех трех рубах имеют красную выпушку, двойную красную строчку, а рубахи Федора Ивановича и Скопина-Шуйского еще и тесьму (эти детали декорировки уложены в один сантиметр ширины).
Края подола и рукавов у всех трех рубах оформлены следующим образом: подогнутый край белой ткани рубахи наложен на красную подпушку и прошит двойным швом красным шелком, который также служит украшением. Около швов на рубахе Скошша-Шуйского и Федора Ивановича проходит червчато-золотная тесьма. Подпушка подвернута наизнанку так, что на лицевой стороне оставалась узенькая выпушка. Широкий же край подпушки пришивался к подолу и рукавам с изнанки. В результате на красной тафте с изнанки по внешнему краю не было швов.
При оформлении разрезов на груди, плечах и подоле красная выпушка получилась за счет слегка выступающего края подкладки под нашивками. Тесьма вдоль разрезов на завершении их образует выразительную петельку. На рубахе Ивана Ивановича, ,где нет тесьмы, на краях разреза такая же петелька образуется двойной красной строчкой.
Лаконичная простота отделки придает рубахам строгую выразительность. Покрой их максимально рационален, декоративное решение отмечено высоким вкусом и чувством меры, цветовая гамма построена на эффекте сочетания красного, золотого и белого.
Поражает мастерство исполнения декоративных нашивок. Они выглядят как бы кованными из металла на рубахе Федора Ивановича. Узор тесьмы здесь напоминает»плетенне золотой цепи на червчатом поле. Выложенная складочками красная тесьма на рубахе Ивана Ивановича создает эффект светотеневой игры, усиливая тем самым декоративность звучания изделия.
Сутажные полосы на рубахе Скопнна-Шуйского, положенные поверх золотой вышивки, выступают на белое полотно и особенно нарядно орнаментируют рубаху.
Помимо декоративных накладок, все рубахи украшают красные ластовицы и червчато-золотная тесьма или красные ленточки, проложе-ные по швам и как бы выявляющие строго продуманную конструкцию одежды. Реставрированные рубахи хранятся в государственных музеях Московского Кремля.