Изображения на немецких брактеатах XII – нач. XIII вв. как источник по истории европейского доспеха и вооружения
Д.С.Коровкин, К.М.Чернышов (Статья опубликована в сборнике " Труды Государственного Эрмитажа (ТГЭ) LI. Византия в контексте мировой культуры. СПб 2010, с. 535 - 548") Анализ изобразительных источников всегда привлекал исследователей как средство изучения комплексов защитного снаряжения той или иной эпохи. Это в немалой степени обусловлено высокой степенью информативности источников, что подтверждается прямыми параллелями с подлинными археологическими находками. Данная особенность была отмечена еще исследователями XIX в., такими как Герман Вейсс, Э.Э. Виоле - ле - Дюк, Вендален Бехайм. В оружиеведении XX в. значительные успехи в этой области были достигнуты Чарльзом Генри Ашдауном, Клодом Блэром, Эвардом Оукшотом, Дэвидом Николле. Среди отечественных исследователей безусловно следует упомянуть Анатолия Николаевича Кирпичникова и Артемия Владимировича Арциховского. Последний по праву считается основателем отечественной школы изучения изобразительных источников, благодаря своей блестящей работе «Древнерусские миниатюры как исторический источник» .
Для изучения комплексов европейского защитного снаряжения Средневековой Европы ведущими оружиеведами в первую очередь привлекались такие виды изображений, как надгробия, скульптуры и барельефы, фрески, книжные миниатюры, предметы декоративно-прикладного искусства (шахматные фигурки, акваманили, рекликварии и т.д.), наконец, сфрагистические памятники. Изображения на монетах использовались лишь эпизодически, для иллюстрации отдельных интересных деталей доспеха, и не разу для изучения средневекового защитного снаряжения не привлекалась сколь-нибудь значительная группа нумизматических памятников в качестве массового иллюстративного материала.
Привлечение изображений на монетах, в качестве источника, для изучения комплекса западноевропейского вооружения обусловлено в немалой степени тем фактом, что в XII в., не было создано, либо до нас не дошло, ни одного значительного изобразительного памятника, в котором в одном месте подробно и полно было бы проиллюстрировано защитное снаряжение и оружие, характерное для эпохи. Как, к примеру, это сделано на ковре из Байе конца XI в., «Энеиде» начала XIII в, в так называемой «Библии Мациевского» сер. XIII в. или же в «Романе об Александре» второй четверти XIV в.
В этой связи хотелось бы обратить внимание на немецкие брактеаты XII – начала XIII в., изображения на которых именно в данный период достигают высокой степени подробности и информативности. Данные монеты (сам термин «брактеат» появляется в нумизматической литературе лишь в XVII в.) представляют собой удивительное и не до конца изученное явление в истории монетного дела Европы. При том, что их вес соответствовал весу денария (или пфеннига), основной монеты Высокого Средневековья, техника их производства весьма отличалась от техники производства европейских денариев X –XI вв. Брактеаты чеканились из тончайшей серебряной пластинки довольно большого диаметра только одним штемпелем, так что на оборотной стороне получался негатив, углубленный оттиск выпуклого изображения на лицевой стороне. Таким образом, процесс их производства был гораздо более простым, чем в случае с обычным двусторонним денарием, но полученная монета, будучи тонкой и ломкой, не могла служить долгий срок. И если денарии X-XI вв. предназначались для обслуживания международной торговли (и содержащие их клады находят по большей части за пределами Германии), то брактеаты XII-XIII вв. не зря именуются еще «региональными денариями», тем самым подчеркивается их пригодность исключительно для местных рынков, конкретных, локальных мест, не удаленных от центров их производства. Выпуск брактеатов сопровождался таким явлением, как реновация монеты, когда раз в год или даже раз в полгода население в принудительном порядке заставляли обменивать старые монеты на новые, что обычно влекло за собой денежный сбор в пользу местного монетного сеньора.
Опираясь на весь накопленный опыт, с уверенностью можно утверждать, что брактеаты XII в. могут быть расценены не только как нумизматические памятники, но и как изобразительный источник, с высокой степенью достоверности передающий облик и комплекс защитного снаряжения, свойственный эпохе, региону и конкретной исторической персоне. Особенно если учитывать, кто являлся заказчиком подобных нумизматических памятников. Достоверность изображения облика эмитента обуславливается, в немалой степени тем фактом, что в данную эпоху денежные единицы служили не только платежными средствами, но и играли роль средства прокламации, неся информацию о величии и достоинствах изображаемого на них лица. Особое значение такие изображения приобретают в связи с распространенностью брактеатов на землях полабских славян, колонизация которых немецкими феодалами особенно активно протекала именно в XII в.
Исходя из личности заказчика, а также иконографии изображений, особой информативной ценностью в интересующем нас вопросе обладают монеты трех групп: ангальтской, магдебургско-бранденбургской и тюрингской.
Чеканка первых двух групп производилась такой знаменитой исторической личностью, как Альбрехт Медведь (маркграф Лужицкой марки (1124—1131), маркграф Северной марки (1134—1157), 1-й маркграф Бранденбурга (1157—1170), герцог Саксонии (1138—1141)) и его сыновьями, наиболее характерным для этих монет является изображение правителя в полном вооружении, стоящего в полный рост (рис. 1).
Рис. 1 - Брактеат Оттона I (1170 - 1184). Государственный Эрмитаж
Ландграфы Тюрингии Людвиг II (ландграф 1140-72) и Людвиг III (1172 - 1190) являлись не менее значимыми фигурами в рядах высшей германской аристократии. Для их монет, выпускаемых на монетных дворах Айзенах и Гота, характерно изображение правителя на коне (рис. 2). Этот образ переняли и королевские брактеаты Мюльхаузена, а после смерти Людвига II – целый ряд монет других династий, Орламюнде, Бейххлинген, Шварцбург, потом Мансфельд и даже м.дв. архиепископства Майнц Хайлигенштадт. Различать эти брактеаты довольно сложно, как правило, в отличие от первых монет тюрингских ландграфов, они анэпиграфичны, или несут нечитаемую надпись. Примерно с 1190 г. некоторые из них приобретают гербовые знаки, по которым их можно различать.
Рис. 2 - Брактеат Людвигa III (1172 - 1190). Государственный Эрмитаж
Анализ работ в области истории оружиеведения кон. XI - нач. XIII вв. позволяет выделить несколько изображений комплексов доспехов, присутствующих на брактеатах. В основу деления данных комплексов, на наш взгляд, следует положить характер и вид защиты корпуса, как доминирующий на изображении. К первой группе будут отнесены изображения, где, на наш взгляд, явно присутствуют кольчужные доспехи, облик которых прекрасно соответствует традициям эпохи. Это кольчужные рубахи, с подолом, достигающими бедра, колена, либо спускаются ниже. Рукав при этом достигает либо локтя, либо запястья воина. К горловине приплетен кольчужный капюшон. Таким образом, перед нами предстает классический хауберг, господствующий в качестве защитного снаряжения с кон. XI до кон. XIII в. Прекрасной иллюстрацией такого доспеха является изображение воина с французского ларца XII в. (рис. 3) Одно из изображений на брактеатах может быть трактовано как свидетельство ограниченного распространения на территории Германии кольчужных капюшонов с полной защитой лика, при котором открытыми остаются только глаза. (рис. 4) Данный вид защиты наиболее часто присутствует на испанских (преимущественно), итальянских и французских изображениях того периода. Как пример приведем барельеф нач. XII в. из монастыря Санто-Доминго де Силос в Кастилии (рис. 5) и спящих стражей с фресок из Сан Бауделио де Берланга, Кастилия, ныне хранятся в Бостонском музее Изящных Искусств.
Рис.3 - Фрагмент изображения на шкатулке XII в. из собора Св. Петра
Рис. 5 - Барельеф нач. XII в. из монастыря Санто-Доминго де Силос в Кастилии
[c_left]
Вторая группа представлена относительно немногочисленными изображениями, которые есть основания трактовать как ламеллярные панцири, т.е. доспехи, состоящие из мелких стальных (в исключительных случаях – костяных или роговых) пластин, соединенных между собой кожаными или шелковыми ремешками. Основанием для вывода, что перед нами ламеллярная защита, может служить тот факт, что, между пластинами прокладывались тонкие кожаные полосы, предохраняющие соединительные ремешки от стирания. Судить о конструкции данного доспеха достаточно сложно, однако можно высказать предположение, что он имеет конструкцию либо жилета с пришнурованным разрезным подолом, либо безрукавного кафтана. Относительно некоторых изображений, например изображение со Св. Маврикием на одном из брактеатов Магдебурга, (рис. 6) складывается ощущение, что данный доспех одет поверх кольчуги. Такой тип пластинчатой защиты мы можем наблюдать на немецких изобразительных источниках XIII в., а также на многочисленных итальянских и византийских изображениях (рис. 7). О существовании пластинчатой защиты на севере Европы свидетельствуют немногочисленные письменные источники. Самая ранняя ссылка – отчет Геральдуса Камбрензиса о набеге датчан на Дублин в 1171 г. Согласно его описанию, датчане были одеты либо в кольчуги, либо в доспехи из железных пластин. Еще один источник свидетельствует о том, что пластинчатые доспехи из кости и рога носили воины Генриха IV (1056 - 1105).
Рис.6 -Магдебург. Брактеат втор. пол. XII в. Государственный Эрмитаж
Рис.7 -Барельеф конца XII в. из собора Santa Maria Nuova в. Монреале под Палермо. Италия
[c_left]
Особо следует выделить изображение Якши из Кепника (в Бранденбурге – 1154 - 1157), славянского князя, соперника Альбрехта Медведя в борьбе за Бранденбург (Бранибор) (рис. 8). Оно выполнено в стиле, свойственном византийским изображениям святых воинов X – XII в., хорошо известным благодаря образцам, происходящим с территории Греции (рис. 9, 10), Ю.Италии и Сицилии. С абсолютной уверенностью можно утверждать, что защитный доспех, в который облачен князь, может быть отнесен к категории чешуйчатых. Малый размер изображения не позволяет установить крой данного доспеха. Однако, анализ изображений чешуйчатых панцирей XIII в., происходящих с территории Германии, позволяет высказать предположение, что крой этого доспеха соответствует т.н. типу «пончо» . Доспех имеет горловину, и застегивается на обоих боках. Изготовление пластинчатых доспехов (ламеллярных, чешуйчатых) в XII в. было более характерно для Византии и Руси, в Европе же период с IX по XIII в. по праву именуется «веком кольчуги», и имеется лишь несколько единичных находок и не очень большое количество изображений чешуйчатых доспехов. Как пример находки можно привести очень мелкие чешуйки, найденные близ Валенсии. Возможно, они более раннего времени, хотя и соотносятся с некоторыми изображениями нач. XII в. («Прекрасный комментарий к Апокалипсису»). Вообще подавляющее число изображений чешуи XII в. на европейских воинах происходит из экономически развитых регионов Средиземноморья. Например, барельеф «Давид, поражающий Голиафа» из церкви с юга Франции. (рис. 11).
Рис.9 -Византийская плакетка XI в. с изображением Св. Георгия. Афон
Рис.10 -Византийская мозаика конца XI в. Церковь Cв. Луки в Фокиде.
[c_left]
Защита ног, очевидно присутствующая, например, на одном из ангальтских брактеатов (рис. 12), представлена исключительно кольчужными чулками, постепенно входящими в воинский обиход европейского рыцаря именно на протяжение XII в. Интересной иллюстрацией «постепенности» такого вхождения может служить скульптура Роланда из церкви на юге Италии, сер. XII в. (рис. 13) На правой ноге Роланда отсутствует кольчужный чулок, ибо в пешей стойке у воинов-щитовиков вперед была выставлена левая нога, ее и было важнее защитить.
Рис.11-Барельеф XII в. «Давид с Голиафом». Церковь аббатства St. Gilles. Франция
Рис.12-Саксония графство Ангальт. Брактеат Бернгарда III (1180-1212). Государственный Эрмитаж
Рис.13-Барельеф XII в. С изображением Роланда в соборе Santa Maria Matricolare. Верона Италия
[c_left]
Наиболее распространенным боевым наголовьем на северонемецких брактеатах, являются изображения куполовидных шлемов с наносником., которые известны не только по многочисленным изображениям, но и по археологическим находкам, XI-XII вв.. как, например, шлем (рис. 14), из музея в Аугсбурге. На части изображений этих шлемов присутствуют элементы, позволяющие их трактовать как некое украшение в виде шарфа или ленты, прикрепленные к шлему, либо обвязанные вокруг него (рис.15) На некоторых шлемах, по всей видимости присутствуют изображения желобков (рис. 16), что хорошо прослеживается по итальянским, французским и испанским источникам IX – XIII вв. (рис. 17)
Вторую группу шлемов могут составлять полусферические (либо «яйцевидные») шлемы, т.н. сервильеры.
Рис.14-. Шлем XI - нач. XII в. Южная Германия. музей в Аугсбурге
Рис.15 ЛандграфствоТюрингия. М.дв. Гота (?).Брактеат Людвигa III (1172 - 1190). Государственный Эрмитаж
Рис.16- Архиепископство Магдебург. Брактеат середины XII в. Государственный Эрмитаж
[c_left]
Более редким является изображения потхельмов, ранних горшковидных шлемов, постепенно вытесняющих в воинском рыцарском снаряжении к концу XII-началу XIII в. шлемы остальных типов, что прекрасно прослеживается и на представленном нумизматическом материале (рис 18). Шлемы других типов продолжают бытовать и в XIII в. в снаряжениях воинов более низкого ранга (рис. 19), а сервильер в XIV в. развивается в шлем нового типа – бацинет.
Рис.17 Миниатюра IX в. из “Псалтыри из школы в Корбье” Муниципаль ная библиотека Амьена. Франция
Рис.18 Тюрингия. Брактеат светских феодалов XII –нач. XIII вв.
Рис.19- Эволюция европейских шлемов в XI – XIII вв. (взято из: Embleton p. 9)
Рис.20- Ландграфство Тюрингия. М.дв. Мюльхаузен. Брактеат Германна I (1199 - 1204) (?). Государственный Эрмитаж
[c_left]
Еще одним предметом, входящим в состав комплекса вооружения, являются щиты. Изображения на брактеатах тем более ценны, что до нас дошел только один щит, относящийся предположительно к XII в., (самый ранний сохранившийся средневековый щит, приписываемый Арнольду фон Бриенц (1180 - 1225), хранящийся в музее Цюриха, причем он, скорее всего, был переделан в начале XIII в.) При этом следует отметить, что изображения воинов – правителей, представленных на северонемецких брактеатах, полностью отражают ситуацию, связанную с бытованием данной детали защитного снаряжения на территории современной Гермнаниии в период с.кон. XI до начала XIII в. Это подтверждается многочисленными аналогиями среди изобразительных и нарративных источников. Наиболее часто встречаются изображения усеченно – миндалевидного щита, обладающего большим изгибом, именно эта форма была господствующей в первой половине XII в. Ближе к концу XII в. появляется изображение вытянуто – треугольных щитов (рис. 20), что отражает тенденцию в изменении геометрии данного элемента защиты в конце XII в. При этом по изображениям на монетах достаточно четко можно проследить границы временных рамок трансформации усеченно-миндалевидного щита в вытянуто – треугольный, что прослеживается по уменьшению закругления верхних выступов и спрямлению боковых граней. При этом щиты миндалевидной формы продолжают встречаться на монетах вплоть до начала XIII в. В реалии же бытование данных щитов на территории Средневековой Европы, в особенности Италии, продолжалось вплоть до XV в.
Довольно редкими являются изображения круглых щитов (рис. 21). Их можно было бы считать данью подражания традициям византийского искусства, если бы подобные щиты не встречались на иных изобразительных источниках, происходящих с территории Германии и других европейских стран (рис. 22). Возможно, они были характерны для земель, испытывающих влияние византийской военной культуры .
Рис.21- Архиепископство Магдебург. Брактеат втор. пол. XII в. Государственный Эрмитаж
Рис22- Прорисовка фрагмента рисунка из Хроники Оттона фон Фрайзинг (до 1177) Библиотека в Йене
[c_left]
Наиболее редким представляется изображение овального щита, присутствующее на одной из магдебургских монет (рис. 23). Если согласиться, что на изображении присутствует ламеллярный доспех (о чем мы писали выше), то византийская традиция изображения доспехов становится очевидной. Именно в византийском искусстве мы можем встретить наиболее позднее изображение овальных щитов. При этом византийские изображения относятся преимущественно к X – XI в. и, возможно, изображением данного архаичного щита правителю старались придать облик какого – либо святого христианскогно воина, напр. Св.Дмитрия (рис. 24).
Рис.23- Архиепископство Магдебург. Брактеат втор. пол. XII в. Государственный Эрмитаж
Рис.24- Византийская мозаика конца XI в. с изображением Св.Дмитрия. Церковь Cв. Луки в Фокиде
[c_left]
Отдельно хотелось бы упомянуть об орнаментальных мотивах, присутствющих на изображениях щитов. Выступающий в виде полусферы элемент центральной части щита безусловно является изображением металлического умбона. Валик вдоль внешнего края щита, иногда орнаментированный, может расцениваться либо как орнаментально расписанная полоса, идущая вдоль края щита, либо как обшивка кожей, в том числе, возможно, тисненой. Декоративные элементы, присутствующие на плоскости щита, на наш взгляд, следует интерпретировать как тиснение или аппликацию, покрытую грунтом или закрашенную. Внешний вид данных щитов хорошо представлен на литом изображении трех воинов, которое датируется XII в. и в настоящий момент хранится в музее в Глазго(рис. 25) .
На небольшой группе монет можно предполагать наличие кулачного хвата, например, на монетах Бурхарда фон Мансфельд (1183 - 1229), выпущенных на монетном дворе Айслебен (рис. 26).
Данный хват щита более четко прослеживается на некоторых современных изображениях, например, на рисунке с изображением штурма греками Трои, из т.н. «Хроникона Оттона», до 1177 г. (рис. 22)
Рис.25 Прорисовка т.н. Дарохранительницы (ок. 1140-1150). Бронзовая деталь с изображением воинов. Музей Кельвингров (Глазго)
Рис.26 Мансфельд. Брактеат графа Бурхарда I фон Мансфельд (1183 - 1229).
[c_left]
Итак, представленные примеры позволяют взглянуть на немецкие брактеаты XII в. – нач. XIII вв. не только как на источник по истории денежного обращения или памятники искусства. При недостатке изобразительных и письменных источников, относящихся к XII в. и при крайней скудости дошедших до нас источников вещественных, изображения на данных монетах могут оказать существенную помощь в изучении предметов материальной культуры того периода. Авторы надеются, что данная статья послужит основанием для более детального изучения изображений воинов на монетах средневековой Германии в свете решения оружиеведческих задач, направленных на изучение комплекса защитного снаряжения Средневековой Европы романского периода.
Список литературы
1. А.В.Арциховский. Древнерусские миниатюры как исторический источник. Переиздание. М. 2004
2. Х.Фенглер, Г.Гироу, В.Унгер. Словарь нумизмата. М. 1993, с. 34
3. B. Kluge. Probleme der Brakteatenforschung. Forschungen und Berichte 19, Berlin 1979, S. 127 – 138
4. E.Bahrfeldt. Das Münzwesen der Mark Brandenburg von den ältesten Zeiten bis zum Anfang der Regierung der Hohenzollern. Berlin 1889, №№ 32 – 60; F.Berger. Die mittelalterlichen Brakteaten im Kestner-Museum Hannover. 2 Bd. Hannover 1993 – 1996, №№ 1656, 1670
5. H.Buchenau. Der Brakteatenfund von Gotha. München 1928, S. 41-43
6. К.Блэр. Рыцарские доспехи Европы. Перевод с английского. М. 2006, с. 30
7. Г.Вейс. История цивилизации. Архитектура. Вооружение. Одежда. Утварь. В трех томах. М. 1998, Т. 2, с. 128
8. В.П.Даркевич. Светское искусство Византии. М. 1975; Искусство Византии в собраниях СССР. Каталог выставки ч. 2 М. 1977; Византийское искусство в коллекциях советских музеев. Л. 1985.
9. David Nicolle. Arms and Armour of the Crusading Era 1050 – 1350. London 1999, p. 434-435
10. David Nicolle. Medieval Warfare Source Book. Warfare in Western Christendom. London 1995 p. 244
11. D.Edge, J.Paddock. Arms and Armor of the Medieval Knight. NY 1999, p. 25
12. C.H. Ashdown. European Arms and Armor. NY 1995, p.129; D.Nicolle. Arms and Armour… p. 488; D.Edge, J.Paddock. Arms and Armor … p. 49
13. G. Embleton. Medieval Military Costume. Singapore 2000, p. 9
14. J. Kohlmorgen. Der mittelalterliche Ritterschild. Wald-Michelbach, 2005, S. 49-51
15. C.Gravett, G.Turner German Medieval Armies. Osprey Military Men-at-Arms 310. London 1997, p. 11
16. Д.П Алексинский, К.А.Жуков, А.М. Бутягин, Д.С. Коровкин. Всадники войны. СПб, 2005 с. 235-238.
17. D.Edge, J.Paddock. Arms and Armor … p. 47
18. H.Buchenau. Der Brakteatenfund von Seega. Marburg 1905, №№ 410, 411
Список иллюстраций
1. Бранденбург, маркграфство. Брактеат Оттона I (1170 - 1184). Государственный Эрмитаж
2. Тюрингия, ландграфство. М.дв. Айзенах или Гота. Брактеат Людвигa III (1172 - 1190). Государственный Эрмитаж
3. Фрагмент изображения на шкатулке XII в. из собора Св. Петра. Ванн, Франция
4. Бранденбург, маркграфство. Брактеат Альбрехта Медведя. Берлинский Мюнцкабинет
5. Барельеф нач. XII в. из монастыря Санто-Доминго де Силос в Кастилии, Испания.
6. Магдебург, архиепископство. Брактеат втор. пол. XII в. Государственный Эрмитаж
7. Барельеф конца XII в. из собора Santa Maria Nuova в. Монреале под Палермо, Сицилия, Италия.
8. Бренна или Кёпник. Брактеат Якчи (Якши, Яксы) (ок. 1154 - 1157). Берлинский Мюнцкабинет
9. Византийская плакетка XI в. с изображением Св. Георгия, Ватопедский монастырь, Афон
10. Византийская мозаика конца XI в. Церковь Cв. Луки в Фокиде.
11. Барельеф XII в. «Давид с Голиафом». Церковь аббатства St. Gilles, Франция
12. Саксония графство Ангальт, М.дв. Кётен. Брактеат Бернгарда III (1180-1212). Государственный Эрмитаж
13. Барельеф XII в. С изображением Роланда в соборе Santa Maria Matricolare. Верона, Италия.
14. Шлем XI - нач. XII в., Южная Германия. музей в Аугсбурге
15. Тюрингия, ландграфство. М.дв. Гота (?).Брактеат Людвигa III (1172 - 1190). Государственный Эрмитаж
16. Магдебург, архиепископство. Брактеат середины XII в. Государственный Эрмитаж
17. Миниатюра IX в. из «Псалтыри из школы в Корбье», Муниципаль ная библиотека Амьена, Франция
18. Тюрингия. Брактеат светских феодалов XII –нач. XIII вв.
19. Эволюция европейских шлемов в XI – XIII вв. (взято из: Embleton, p. 9)
20. Тюрингия, ландграфство. М.дв. Мюльхаузен. Брактеат Германна I (1199 - 1204) (?). Государственный Эрмитаж
21. Магдебург, архиепископство. Брактеат втор. пол. XII в. Государственный Эрмитаж
22. Прорисовка фрагмента рисунка из Хроники Оттона фон Фрайзинг, до 1177, Библиотека в Йене.
23. Магдебург, архиепископство. Брактеат втор. пол. XII в. Государственный Эрмитаж
24. Византийская мозаика конца XI в. с изображением Св.Дмитрия. Церковь Cв. Луки в Фокиде
25. Прорисовка т.н. «Дарохранительницы», ок. 1140-1150, бронзовая деталь с изображением воинов. Музей Кельвингров, Глазго, Великобритания
26. Мансфельд. Брактеат графа Бурхарда I фон Мансфельд (1183 - 1229).