Итальянский доспех из Халкиса
перевод М.И.Петров (Браги Хольмгардсгоди)
arc@novsu.ac.ru


(Этнологический музей в Афинах).
Charles Ffolkes
На основе фотографий, заметок и замеров
Рамсея Трекуайра (Ramsay Traquair, Esq., A.R.I.B.A)

ARCHEOLOGIA 62, Part II
Read 2nd Feb., 1911


Введение


Хотя эта статья вышла в начале столетия, она включена в KCT site, поскольку в ней представлены важные фотографии и заметки по бацинетам (bascinets), саладам (sallets), барбютам (barbutes) и пластинчатым доспехам (coats of plates).

Так называемый Халкисский клад большей частью был получен New York Metropolitan Museum of art. К сожалению, "непотревоженные" детали, которые автор отмечает в своей работы были сильно изменены, чтобы создать "доспехи" периода.

Хотя я не могу подтвердить это официально, но я уверен, что известный "переходный доспех" из Мета (Met) был сделан из фрагментов этой колллекции. К сожалению, это понизило их качество, поскольку, как известно в оружиеведческой среде, эта "реконструкция" содержала несколько существенных ошибок: обработка юбки кирасы (faulds), ламеллярных наплечников (spaulders), поножей (greaves) и набедренников (cuisses). В течение долгих лет этот доспех был довольно популярен среди реконструкторов, в основном из-за недостаточного количества информации по доспехам 14 века и, тем более, полного доспеха. (только доспех Churburg #13 представляет более или менее полный облик рыцаря позднего 14 века).

Эта статья представляет интерес для изучающих оружиеведение по нескольким причинам. Во-первых, в ней содержатся несколько вариантов бацинетов с прорезями, известных преимущественно только по манускриптам. Во-вторых, прекрасно сохранившийся миланский доспех 15 века сфотографирован с двух сторон, что может помочь кто не смог найти "библии" миланского доспеха, книги Lionello Boccia LE ARMATURE DI S. MARIA DELLE GRAZIE DI CURTATONE DI MANTOVA E L'ARMATURA LOMBARDA DEL '400, известной обычно, как Мантуя.

Автор, Чарльз Ффолкс (Charles Ffoulkes), куратор лондонского Тауэра, был одним из тех ученых, кто выступал против тенденции начала 20 века по "реставрации" деталей доспеха в их "новое" состояние. Именно эта тенденция стала причиной утери многих важных экземпляров. Ныне он наиболее известен как автор книги THE ARMOURER AND HIS CRAFT ("Оружейник и его ремесло"), до сих пор важной работы, доступной в издательстве Dover.

Brian R. Price, редактор


В течение нескольких прошедших лет в Этнологическом музее Афин была выставлена коллекция шлемов и деталей пластинчатых доспехов, которая, несмотря на пристальный интерес, избежала серьезного изучения со стороны исследователей доспехов эпохи Средневековья. Особое значение этой коллекции состот в том, что с момента открытия по нынешнее время не было предпринято попыток восстановить или изменить состояние фрагментов, поэтому именно этот комплекс заслуживает особого внимания при исправлении частных ошибок в других оружейных хранилищах.

Комплекс был открыт в 1840 году в процессе перестройки замка Халкис в Эвбее, 13 миль от Фив и, согласно историку Бушону (Buchon), присутствовавшему при находке, был замурован в оконном проеме, выявленном при падении стены. Хефнер (Hefner), в своей Trachten des christelichen Mittalalters (vol. i, p. 83), дает репродукцию некоторых шлемов и утверждает, что они были найдены в цистерне. Исходя из сохранности основных находок, создается впечатление, что они были сознательно скрыты незадолго до эвакуации замка, но не брошены, как требующие ремонта. Хефнер не дает ссылки на источник, а Бушон только упоминает о находке, подробно не описывая место нахождения.

Знания Бушона о доспехах выглядит довольно расплывчатым, поскольку он описывает найденные бацинеты и салады 14 века как Casques normandes, Croisades du XXIIe Siecle.

В примечаниях, которые дает Бушон в La Grece et la Moree (p. 134) (Греция и Морея), он предполагает, что эта коллекция является частью испорченных доспехов после битвы при озере Копаис (Copais), где рыцарство Мореи потерпело поражение от каталанцев (Catalan Grand Company) в 1311 году. Даже быстрый взгляд на доспехи не позволяет предположить столь раннюю дату.

Замок Халкис был захвачен турками у венецианцев в 1470, и именно в период с середины 14 века до этой даты распространенность подобных доспехов не вызывает сомнений. Единственным исключением является морион (morion), который, как утверждается, тоже является частью коллекции. Если это действительно так, то изменений в доспехе между серединой 15 и 17 веками не происходило. Бушон не упоминает морион в упомянутой выше работе, и, более вероятно, что морион происходит из другого места, а в этй коллекцию был включен случайно.

На настоящий момент в коллекции 63 шлема, однако максимальный учетный номер - 95, а Бушон говорит о сотне, из чего с очевидностью следует, что некоторые образцы были утеряны или перемещены.

Бушон пишет: "Enormes Casques de Siege avec epauliers et leurs poitrails forme d'une seul piece de fer. La visire seule est mobile....". Либо эти шлемы и были утеряны, либо это бацинеты 1, 2, 3 или 6, 7 с таблицы LII, у которых нет poitrails из цельного куска металла. Далее он утверждает, что сильный мальтиец из его группы не мог носить один из них более чем 10 минут "без жуткого дискомфорта". На это мы можем возразить, что у шлемов не было подкладки, а у мальтийца не было доспеха, который бы принял на себы большую часть нагрузки, поскольку шлем весом около 8 фунтов, опирающийся на плечи не мог бы причинить дискомфорта за столько короткое время.

Кроме шлемов, обнаружены два больших сундука, наполненных фрагментами доспеха: наплечников, наколенников, поножей, наручей и пластин нагрудной и спинной брони. Также обнаружен jazeran coat of plates, и сундук с наконечниками стрел и ежами (caltrops).

В целом сохранность довольно неплохая, хотя некоторые шлемы частично уничтожены ржавчиной. Догадок, геральдических или иных, о принадлежности доспехов нет, но некоторые из них несут клеймо мастера-оружейника.

Наибольший интерес представляют шлемы, на которых, в некоторых случаях, сохранились следы подкладки. Некоторые из этих фрагментов очень хорошей сохранности.

Есть прекрасные образцы бацинетов с нашейником и забралом, а также большое количество саладов. Два из них обычного германского типа, с длинными назатыльниками (tailpieces), но основное количество итальянской работы, которые эволюционировали из бацинета и прилегают более плотно, чем германские.

Обнаружены несколько венецианских саладов в хорошем состоянии, с Т-образной формой лицевой прорези, своеобразное возвращение к античности. Такие шлемы или большие бацинеты с нащечниками часто называют "барбют". Однако, в точности употребления этого термина нельзя быть уверенным, поскольку единственное, что известно, это то, что так назывался вариант шлема с какой-то защитой подбородка. Оливье до ла Марш четко говорит о a la baviere de sa barbute. Термин "барбют" также прилагается к тяжеловооруженному всаднику, как известно из Дюканжа (DuCange). Что касается слова "baviere", то интересно отметить, что Бушон при редакции описания Азенкура св.Реми называет bascinet a baviere как bachinet a banniere, что показывает его невнимательность к описанию доспеха.

Доспехи преимущественно датируются 14 - серединой 15 столетия, согласно своей стилистике, и, за исключением одного или двух окантованных бронзой фрагментов не орнаментированы. Несколько экземпляров изогнуты в готическом стиле и могут быть датированы серединой 15 века. За исключением наконечников стрел в коллекции нет оружия, следовательно можно предположить, что если клад был известен туркам, то они, обычно менее обдоспешенные, чем европейцы, оставили доспехи, но использовали оружие.

Бушон утверждает, что были также найдены детские доспехи, но в коллекции таковых не обнаружено. Некоторые наручи и поножи меньше других, но они для взрослых мужчин, и, вероятно, Бушон ошибся, рассматривая только части доспехов без наколенников и налокотников.

Дальнейшее описание включает в себя заметки и обмеры г.Трекуайра, а номера в скобках дают музейные инвентарные номера.

Бацинеты


Таблица LII, номер 1 (II). Бацинет второй половины 14 века, размерные характеристики 28 x 17 cм, вес 3.85 кг. Шлем почти цилиндрический, нижние края слегка отогнуты наружу. Верх шлема образуют четыре грани, сходящиеся в остроконечную вершину. Шлем состоит из трех деталей: 1) верх шлема (crown), приклепанный к шее 2) левая нащечная сторона приблизительно на уровне глаза и 3) правая нащечная сторона, прикрепленная на петле приблизительно на полтора дюйма ниже верха шлема. На правой пластине есть продолговатая выемка, совпадающая с поворотной булавкой на левой стороне. Забрало отсутствует, но болты крепления сохранились.

Номер 2(12). Аналогичный шлем с узкой железной полосой, прикрепленной бронзовыми заклепками, которая пересекает верх шлема. Правая нащечная деталь отсутствует, но левая шире, чем в шлеме 1 и, очевидно, должна была заходить сверху или снизу на правую. Поворотная булавка отсутствует, поэтомму невозможно утверждать о способе крепления сторон, если только не использовался ремень, как в более поздних шлемах. Забрало отсутствует. Размерно-весовые характеристики аналогичны шлему номер 1.

Номер 3(7). Шлем аналогичен предыдущим образцам и схож с ними по размерно-весовым характеристикам. Верх шлема также завершается острием, но поковка более кладкая и "ребра" отсутствуют. На левой пластине наличествует поворотная булавка, но правая пластина отсутствует. Забрало сохранилось, прикрепленное к шлему бронзовыми болтами. Прорези забрала (visor-slit) слегка выгнуты наружу. Профиль забрала опускается под довольно острым углом от верха шлема и падает почти перпендикулярно шее.

Номер 4(84). Левая нащечная пластина этого шлема уничтожена ржавчиной, правая шейная пластина также подверглась коррозии. Правая нащечная пластина отсутствует, но следы петель сохранились. Форма забрала отлична от шлема 3. Она более вытянута и более длинная. Прорези забрала не разделены, а являются единой прорезью, сильно вывернутой наружу в нижней части. Левая часть забрала более углублена, чем правая, и, вероятно, это наиболее ранний пример укрепления брони со стороны наиболее подверженной копейной атаке. Изнутри верхняя часть шлема усилена железной пластиной, поддерживаемой перекрестными полосами железа. Вес шлема 3.75 кг без учета утерянной правой нащечной пластины. Общее количество бацинетов в аналогичной сохранности достигает 12 штук, и идеальный шлем легко восстанавливается на этой основе.

Номер 5(86). Это простой бацинет, более древний, чем уже упомянутые. Верхняя часть шлема уничтожена коррозией, но более вероятно, что она аналогична образцам 14го века. Крепления бармицы (camail) и vervelle на этом экземпляре сохранились. Тонкая пластина, прикрывавшая край бармицы, украшена пробивными трилистниками. Выдвинутость пластин вперед показывают, что этот шлем использовался с "ожерельем", как и предыдущие образцы. Шлем выкован из цельного куска металла.

Номера 6,8,9,10 (25, 31, 50, 47). Простые бацинеты обычного типа. По расположению и количеству отверстий в шлемах 9 и 10 сомнительно, что с ними использовалась бармица. Эти отверстия, скорее, использовались для присоединения подкладки шлема. В шлеме номер 8, где правая сторона уничтожена ржавчиной, большие отверстия в левой стороне указывают на использование vervelle. В среднем, вес бацинетов 2.8 кг, а некоторые (например, номер 6) достигают 35 см высотой, что в комплексе указывает на то, что эти шлемы опирались на плечи.

Качество изготовления бацинетов неравноценно, что позволяет предположить ремонт или дополнения, сделанные местными оружейниками в Халкисе, к шлемам, выпущенным в Италии. Верхние части шлемов выглядят искусно кованными, в то время как нащечные части и забрала нередко сделаны довольно грубо.

Салады


Номера 7,11 (77,19). Этот тип шлема обычно известен как "венецианский салад". При сравнении с предыдущими экземплярами четко видно, что этот тип шлема непосредственно происходит от бацинета. Нащечные детали вынесены вперед, а линия лба опущена вниз для полной защиты лица. Оба шлема выкованы из одного куска металла, нижний задний край выгнут наружу, а лицевая сторона усилена широким металлическим обручем на бронзовых заклепках. Оба шлема 28 см высотой и весом около 3 кг. Шлемов подобных шлему 11 обнаружено 5 экземпляров, но только один хорошей сохранности. Высота каждого из них около 35 см, а вес варьируется от 2.75 до 4 кг. Прорези слегка отогнуты наружу, но лицевые пластины плоские. Шлемы цилиндрической формы с изгибом в нижноей части, верх шлема ребристый. Все сделаны из двух кусков: верх шлема и нижняя пластина, приклепанная к верху шлема на уровне глаз.

Номер 12 (42). Шлемов этого типа 6 экземпляров, 4 из которых в плохой сохранности. Их форма настолько близка к бацинетам начала 15 века, равно как и к ранним саладам, что распределить их по классам крайне затруднительно. Только на одном шлеме наличествует наносник, хотя на других есть петля для его прикрепления. Шлем подобного типа показан на картине Учелло (Ucello) Rout of San Romano, (Национальная Галерея, 583). Аналогичный шлем в Королевском Оружиехранилище в Турине имеет шипы на наружней части наносника, и датирован Ангелуччи (Angelucci) 13-ым столетием.

Таблица LII
Таблица LII

Таблица LIII, Номера 1-2 (80,60). Прилегающий салад с четко выделенным гребнем. На шлеме 1 есть усиливающая лицевая пластина, украшенная зубцами по верхнему краю, а лицевая прорезь орнаментирована бронзовыми заклепками с большой шляпкой. Сзади обнаружены заклепочные отверстия, которые слишком велики для крепления подкладки, поэтому, вероятно, заклепками крепился "затыльник" (tailpiece). Вес салада 1.95 кг. Найдены еще два подобных шлема, но без бронзовой орнаментации.

Номер 2 представляет собой салад аналогичной формы, но стороны его срезаны и не настолько выгнуты, как на шлеме 1. По бокам обнаружено 2 больших отверстия, которые позволяют предположить, что этот шлем был с забралом. Тыльная часть орнаментирована бронзовыми заклепками, форма и размеры которых указывают на покрытие какой-либо тканью, однако, следов ткани под заклепками не обнаружено.

Номер 3 (47) является иным вариантом салада. Гребень на верхе шлема невелик, и уплощается по краям, а впереди переходит в небольшой наносник. Щеки шлема отрезаны на высоте около 2.5 дюймов над каждым ухом, а край шлема несет следы прикрепления обивки. Вес шлема 1.65 кг. Картины и миниатюры 15 века с изображениями шлемов, часто показывают подобные шлемы с круглыми пластинами-наушниками.

Найдено 6 саладов обычного типа с гребнем, усилительной лицевой пластиной и откидывающимся назатыльником. В центре гребня существуют отверстия для крепления плюмажа или нашлемной фигуры. Средний вес 1.05 кг.

Номер 4 (64). На этом шлеме отсутствует гребень, и он выкован из одного куска металла. Металл над ушами вытянут - весьма необычный вариант, вызванный сильным прилеганием шлема. Несколько отверстий в задней части шлема могут быть остатками крепления назатыльника или подкладки.

Барон де Коссон (de Cosson) описывает подобный шлем в коллекции герцога Де Дино (Duc de Dino's), B.15 (ныне в Музее Метрополитан, New York, K.50), и предполагает его испанское происхождение.

Кроме того, есть еще 7 турецких шлемов из очень тонкого металла с острым завершением. Шлемы обычно выкованы из двух кусков металла, где завершение шлема присоединено к основной части. Ряд отверстий проходит в 2 дюймах от основания шлема, на одном из образцов сохранилось соединение с кольчугой. Изначально эти отверстия вряд ли были предназначены для крепления кольчуги, если только не использовались vervelles. Обычно турецкие шлемы оснащались бармицей, которая крпилась к нижнему краю шлема. Средний вес шлемов около 800 граммов.

Армэ


Номера 5, 6 (82,83). В коллекции присутствуют три шлема типа "армэ", которые датируются между 1450 и 1480. Шлемы сделаны из пяти частей: 1) верх шлема (crown), продолжающийся к назатыльнику; 2) усиливающая пластина над висками, завершающая на гребне; 3 и 4) две нащечных детали, прикрепленных на петлях к верху шлема; 5) забрало, не сохранившееся на всех трех экземплярах. Места крепления забрала сохранились на шлеме 5. Лицевое отверстие усилено по краю железной полосой квадратного сечения. Сзади присутствует квадратная булавка, которая крепила округлый диск, обнаруженный на всех подобных синхронных шлемах. Вероятно, этот диск защищал слабую точку шлема там, где назатыльник или защита шеи соединяется с нащечными пластинами. На шлеме 6 видны остатки кожаного ремня, к которому привешивалась короткая бармица для защиты соединения шлема и нашейника. Средняя высота 25 см, а вес - 3 кг.

На всех трех экземплярах есть большие бронзовые заклепки, расположенные на одинаковом расстоянии друг от друга по нижнему краю шлема. Для ликвидации очевидной слабости этого типа армэ, где забрало, не зафиксированное крюком или застежкой, может быть открыто ударом противника, дополнительно одевался бувигер (beaver или mentonniere), как это показано на образцах Паоло Учелло (Paolo Ucello). Однако, в коллекции отсутствуют примеры подобных доспехов.

Армэ этого типа довольно редки в коллекциях, и, даже если они наличествуют, то нередко вызывают сомнения в подлинности. В случае этой коллекции подобные вопросы отвергаются, поскольку дата захвата замка помещает образцы не раньше 1470 года. Похоже, что этот тип существовал в течение довольно протяженного периода. Как указал виконт Диллон (Dillon), армэ из Engraved Suit, что хранится в Тауэре и было сделано Seuseunhofer (II, 5), выполнено в таких же формах, хотя датируется на 44 года позднее, чем шлемы из Халкиса.

Таблица LIII
Таблица LIII

Нагрудники и наспинники


Таблица LIV, номера 1-3 (145, 76, без номера). Это нагрудники и наспинники, которые усиливали бригантины. Номер 1 - правый нагрудник с зубчатой скобой для удержания копья. Зубцы выбраны вертикально с квадратными отверстиями, в которые вставлялись булавки квадратного сечения для удержания копья. Такие доспехи не часто встречаются в оружейнях и крайне редко встречаются с бригантинами.

Бригантина из Вены
Бригантина из Вены
Практически идеальный образец присутствует в Имперской Коллекции в Вене (Saal XXV, no. 130) и датируется около 1500, его зарисовка приведена на рис.1. Заклепки по краю пластины некогда крепили тканевое покрытие, аналогичное тому, что было и на бригантине. На тыльной части пластины есть клеймо мастера-оружейник (рис.2), повторенное шесть раз в форме пирамиды. Буквы идентичны использованным миланским оружейником 1451-1490 гг. Антоние ла Миссилья (Antonio da Missiglia).

Известные клейма Антоние либо украшены узлом или крестом с разделенным основанием (рис.3), но сходство букв слишком велико, чтобы быть проигнорированным.

Клейма
Клейма


Номер 3 аналогичный фрагмент несколько большего размера, но без подставки для копья. Он также предназначался для правой стороны груди и сохранил фрагменты оригинальной подкладки в виде двойной ткани под головками заклепок. К подмышечному вырезу приклепана железная полоса. Клеймо на это доспехе - три розетки (рис.4), которое к настоящему моменту не определяется.

Номер 2 является наспинником, до сих пор покрытым грубым полотном изнутри, и более дорогим материалом снаружи. Под заклепками, где ткань не выгорела, сохранилась красно-желтая расцветка нитей. Слева расположена часть зеленой полотняной полосы.

Таблица LIV
Таблица LIV

Таблица LV, номер I. Расширяющаяся железная пластина 61 см длиной с тонким хвостовиком с широкой стороны, украшенным бронзовым орнаментом из заклепок. Назначение неизвестно. Пластина выгнута под острым углом, поэтому фотографии взяты с двух сторон.

Поножи и наручи


Номер 2. Защита для руки (brassard) середины 15 века, где небольшой налокотник накрыт большой расширяющейся защитой, аналогичной усиливающему доспеху 16 века, известному как pasguard. На наруче сохранились пряжка и ремень. Подобные образцы изображены в Beauchamp Pageants (MS. Cott. Julius, E. iv) и в St. George Мантеньи (Mantegnia).

Обнаружено несколько наголенников, набедренников и наколенников. На одном из образцов на верхней части наголенника есть поворотная булавка к которой крепился наколенник, чтобы нижнюю защиту можно было быстро отсоединить, если требовались усиленные марши или бои на сложном рельефе. Единственная деталь, заслуживающая илююстрации - набедренник на таблице LV, номер 3, у которого есть задняя часть, прикрепленная на петлях, что указывает на использование этого доспеха пешим воином, но ни в коем случае не всадником. На статуе Св.Георгия в Дижонском соборе показаны полупластины, прикрепленные аналогичным образом к набедреннику.

Таблица LV
Таблица LV

Прочее


Кроме того, обнаружены часть доспеха (coat of jazeran armour) (таблица LIII), состоящего из наложенных друг на друга пластин размерами от 12*4 до 18*8 см. Верхняя часть сформирована из пластин, нашитых горизонтально на грубое полотно, в то время как пластины нижней части нашиты вертикально. Нижняя часть вырезана спереди и сзади полукругом для удобства верховой езды. Длинные полосы сбоку защищают бедра, как и в норманнском хауберке. Возможно, доспех восточного происхождения.

Клейма
Клейма


Остальные клейма мастеров (рис.5-10), обнаруженные на доспехах, не определяются и не имеют известных аналогов, за исключением рис.5, которое выглядит аналогично неопределенному клейму на саладе из Мадрида (D.14), изображенному на рис.6.
Отправлено: 01.01.2002

footertgorod@mail.ru
Powered by ezContents
© 1998 - , Тоже Город
По вопросам использования материалов сайта обращайтесь к авторам, держателям авторских прав или в Магистрат Тоже Города.